Методическая помощь

Алгоритм организации работы оу по выявлению и учету несовершеннолетних находящихся в социально-опасном положении и нуждающихся в государственной защите.

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросфера, образ жизни семьи в целом.

В этой ситуации неустойчивые семьи стали более нестабильными, деградируют, фактически забывая о своих детях и бросая их на произвол. Поэтому, перед школой стоит задача – оказание социально-психолого-педагогической помощи таким семьям и детям из этих семей.

Статус «социально опасное положение» имеют дети и подростки, находящиеся в обстановке, представляющей опасность для их жизни и здоровья или не отвечающей требованиям к их содержанию и воспитанию. А также несовершеннолетние, склонные к девиантному поведению или находящиеся в конфликте с законом.

В настоящее время создана правовая основа для организации работы с детьми, нуждающимися в помощи и защите государства. Принятый 24 июня 1999 г. ФЗ № - 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Наряду с тем, что существуют органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, к которым относятся комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, классные руководители должны уделять не меньшее внимание проблеме. Упущенные возможности для развития ребёнка восполнить позднее почти невозможно.

  1. Критерии и показатели социально опасного положения

Критерии СОП несовершеннолетнего

Показатели СОП несовершеннолетнего

Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию ребенка

 
  1. Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей:
  • своим поведением лишают ребенка минимальных жизненных благ, необходимых для проживания и развития;
  • не заботятся о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом развитии, материально-бытовом обеспечении, обучении, подготовке к труду и самостоятельной жизни в обществе; проявляют к нему безразличие;
  • уклоняются от уплаты алиментов и др. (отсутствие адекватного возрасту ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от медицинского обследования, наблюдения и лечения ребёнка; отсутствие внимания, что может привести к несчастному случаю, стать жертвой повреждений и др.);
  • недостаток заботы, обусловленный болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью.
  1. Факты оставления ребенка без пищи, тепла, присмотра, отказ от ребенка, изгнание ребенка из дома;
  2. Родители лишены родительских прав в отношении братьев, сестёр;
 

Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) злоупотребляют родительскими правами

 
  1. Склонение ребенка к попрошайничеству, занятию проституцией, азартным играм;
  2. Вовлечение ребенка в преступную деятельность, антиобщественное поведение;
  3. Незаконное расходование родителями имущества, принадлежащего ребенку;
  4. Запрещение ребенку посещать общеобразовательное учреждение Систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия
 

Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на его поведение (воспитание носит антиобщественный характер)

 
  1. Приобщение ребенка к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ
  2. Родители ведут аморальный образ жизни (злоупотребление алкогольных напитков, хронический алкоголизм, наркомания, проституция, состоят на учёте в органах внутренних дел и др.)
 

Жестокое обращение с несовершеннолетним

  1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами их заменяющими, или лицами, ответственными за их воспитание, физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии;
  2. Телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка;
  3. Сексуальное насилие или развращение несовершеннолетнего;
  4. Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности (открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму)
 

Несовершеннолетний совершает правонарушения и иные антиобщественные действия

 
  1. Рост нарушений дисциплины, увеличение пропуска занятий в учреждении образования, прогулы (если несовершеннолетний состоит в трудовых отношениях);
  2. Укрепление асоциальных связей, бродяжничество несовершеннолетнего;
  3. Несовершеннолетний совершает действия, влекущие административную либо уголовную ответственность, состоит на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних; 
  4. Несовершеннолетний является членом экстремистской группировки, деструктивной секты.
 

Несовершеннолетний находится в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации

 
  1. Проживание несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта, с наличием стрессовых факторов: безработица, тунеядство, финансовые проблемы, невыносимая нравственная атмосфера;
  2. Социальная изоляция несовершеннолетнего;
  3. Негативное влияние на несовершеннолетнего культурных или религиозных факторов;
  4. Жестокое обращение с несовершеннолетним со стороны сверстников, взрослых;
  5. Несовершеннолетний, пострадавший в результате аварии, катастрофы, бедствий и др.;
  6. Несовершеннолетний предоставлен сам себе, не имеет места жительства или места пребывания.

Показатели неблагополучия семьи

1. Социально-экономические:

- длительная безработица одного (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства;

- длительный статус малообеспеченной семьи и низкий материальный достаток;
- расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению;

- отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.;

- необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д.;

- задолженность (более 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам;

- частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.

2. Медико-санитарные:

- антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами;

- отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления;

- алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер;

- не ухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм;

- несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка, отсутствие активности родителей, когда речь идет о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи;

- противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.

3. Социально-демографические:

- родители имеют статус лиц без определенного места жительства;

- устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка);

- выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей;

- родители или один из них посещает деструктивную секту;

- родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.

4. Психолого-педагогические:

- полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку;

- непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается (обучается) ребенок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации;

- систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия;

- насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами;

- устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций;

- повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.

5. Криминально-аморальные:

- постановка родителей на учет в органах внутренних дел;

- нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов;

- аморальный и паразитический образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.), вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми);

- проявления жестокости в семье (к жене, мужу, детям, престарелым родителям) и вне семьи;

- наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира;

- попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи;

- оставление ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома;

- вследствие безнадзорности или беспризорности систематические пропуски занятий в учреждении образования ребенком без уважительных причин, посещение деструктивной секты, криминальной группировки, наличие у ребенка алкогольной или наркотической зависимости, постановка его на учет в наркологическом диспансере, уходы ребенка из семьи, попрошайничество, бродяжничество, совершение правонарушений и преступлений, совершение ребенком суицидальных попыток.

На этой странице

Документы

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie